воскресенье, 12 июля 2009 г.

Соотношение идеи разума и веры в эпоху возрождения

Философию возрождения можно разделить на 2 направления:
· Гуманистическое и антропоцентрическое (середина 14 – середина 16вв.)
· Натурфилософское (2-я половина 15 – начало 17вв.)
Союз разума и веры был разорван, что послужило не только возникновению критического отношения к церкви как институту, но переосмыслению роли религии, которая автономизировалась. В ряде стран это вело к реформированию религии и церкви, получившему общее название протестантизма. 
Гуманизм: 
® в широком смысле: признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
® в узком смысле: светское мировоззрение, распространившееся в Европе в условиях перехода от феодализма к капитализму на протяжении культурной эпохи Возрождения.
Новизна гуманистического мировоззрения в том, что оно:
1). Первое светское мировоззрение в новой Европе (раньше было духовное).
2). Это мировоззрение возникло как альтернатива средневековому религиозному аскетизму.
Концепция мира. Гуманисты предложили собственную новую концепцию мира: МИР – единое и гармоничное целое, а не два противопоставленных друг другу мира; гуманисты доказали, что небесный мир – продолжение земного, а между ними – гармония, созвучие. Это подтверждение гуманисты нашли в античности. Из этого представления видно, что мир земной – также важен, как и небесный. 
Основной закон гармонии. Человек – это свободная, самостоятельная, индивидуальная личность, ценная уже сама по себе, а не потому, что человек создан Богом. Человек – самое совершенное творение Господа, на котором печать Господа, он создан по Его подобию, поэтому человек – венец природы, возвышающийся над природой, т.к. его Бог наградил разумом и свободной волей. Человек – тоже творец, его деятельность и творчество направляются разумом, как и деятельность Господа. А т.к. Бог творит в небесном мире, то в земном мире – человек – центр Вселенной. Человек не приходит в мир изначально, он получает от природы задатки, возможности, от природы человек добрый, Бог создает человека добрым, но эти положительные задатки надо развивать. Как он их разовьет – зависит от человека, а потому человек сам определяет свою судьбу. 
Смысл жизни человека – максимум самореализации и развитие тех даров, которые бает человеку природа. Только в деятельности человек сам себя реализует и растет. Всякое мировоззрение формирует представление идеального человека как гармоничной, универсальной личности (всесторонне развитой). В нем гармонично сочетаются физическое совершенство (красота тела), духовность (красота души) и высокий интеллект (это представление было возрождено также из античности). Этот идеал достижим для каждого. 
Человек может всё, т.е. возможности человека не ограничены, т.к. он центр Вселенной, т.к. он Богоподобен. Путь к совершенству, к саморазвитию определила этика, ставшая ведущей наукой. 
Гуманистическая этика утверждает, что для достижения гармонии человеку надо правильно организовать свой образ жизни. Аскетизм Средневековья калечил и ломал человеческую природу. Поэтому такому аскетическому образу жизни гуманисты противопоставили свой, состоящий из трёх основных принципов:
1 – естественный образ жизни (прородосообразный);
2 – радость, ради которой стоит жить;
3 – деятельность, в которой проявляется, утверждается человек.
Этика гуманизма ориентировала людей на максимально активное, творческое отношение людей к действительности. 
Выводы гуманистов:
 ·Человек – центр Вселенной и его возможности неограниченны. Он должен познать мир, вполне самостоятельно, руководствуясь разумом и делать этот мир еще лучшим. Так он тоже выступает как творец.  
· Деятельность человека всегда оправдана.  
· В усовершенствовании нуждается уклад общественной жизни. Здесь люди и должны проявлять свою мудрость.
Именно гуманисты выделили три исторические эпохи:
1. Эпоха Древности (Античности).
2. Эпоха Средних веков.
3. Эпоха Возрождения. 
Первой и третьей они давали возвышенную оценку, а вторую считали пропастью между двумя вершинами, эпохой варварства, религиозного фанатизма. Поэтому культурную деятельность они направляли на преодоление феодальных пережитков, предрассудков Средневековья. 
Самыми опасными гуманисты считали аскетические взгляды, предрассудки сословного деления и неравноправия, ведь от природы люди получили равновеликие задатки и способности.

Однако: гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.
Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374—1444), Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469—1536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них — Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведены в XV в. на папский престол.

создание сайта

1 комментарий:

  1. Chocolates and Casino Sites - ChoE Casino
    Chocolates is the hottest new trend of casinos to be found at Chocolates. The hottest place to 카지노사이트 play online with one's 바카라사이트 own 메리트카지노 casino, including a $50

    ОтветитьУдалить